суббота, 19 октября 2013 г.

Мой любимый хлебушек

     Всего год назад я могла сказать о себе, что ни разу не пекла ничего на дрожжевом тесте. Мне давно хотелось попробовать испечь домашний хлеб, но меня что-то останавливало - попросту, было страшновато как-то. Толчком послужила покупка мультиварки. Изучая рецепты для этой чудо-помощницы, наткнулась на рецепты хлеба и поняла: пора! Было это в конце прошлой зимы. С тех пор магазинный хлеб я покупала исключительно для гренок к праздничному столу, и для кваса (жалко домашних хлеб на такое дело пускать). Как любой мамой, мною руководило желание,  чтобы хлеб был максимально полезным. Поэтому мой выбор пал на цельнозерновой хлеб, к тому же со ржаной мукой.
     Первоначально рецепт взяла тут, но немного его видоизменила, а потом еще немного, а потом еще... И вот что получилось.



     Нам потребуется:
  • цельнозерновая мука пшеничная, 200 г
  • цельнозерновая мука ржаная, 200г
  • сыворотка, 300-330 мл
  • соль, 1,3 ч.л.
  • сахар, 1,5 ст.л.
  • растительное масло, 1 ст.л.
  • сухие быстрорастворимые дрожжи, 1,5 ч.л.
  • семена льна, семечки, измельченные орехи в произвольной пропорции, 180 мл
  • тмин (или кориандр в виде горошка), 1 ч.л.
  • солод, 2-3 ст.л.


     Для приготовления хлеба я использую сыворотку. Сыворотка у меня остается, когда творог для дочки делаю. Можно использовать просто воду, но с сывороткой и вкуснее, и полезнее. Вместо солода я раньше использовала смесь для кваса. Недавно купила молотый солод для приготовления темных сортов хлеба - это небо и земля. У него такой аромат! Смесь для кваса больше покупать не буду. К стати, вы знали, что хлеб на  ржаной муке на самом деле сам по себе никогда не будет черным? Максимум он может быть серым. Классический пример - магазинный украинский хлеб. Для того, чтобы хлеб был более темным в него добавляют солод, чайную заварку или жженый сахар.
     Примерно половину сыворотки (воды) выливаем в кастрюльку, добавляем солод, и доводим до кипения. Снимаем с плиты и доливаем остальную часть сыворотки или воды. Жидкость добавляемая в тесто должна быть теплой, но не горячей, если слишком горячо - ждем, пока остынет. Нужная температура - примерно температура тела человека, немного теплее.
     А в это время смешиваем все сухие компоненты (кроме уже использованного солода). По муке основное правило рецепта - общее количество 400 г. Я иногда добавляю еще грамм 50 кукурузной муки, тогда ложу меньше пшеничной или ржаной. Всегда добавляю льняные семена и семечки подсолнуха, добавляла также тыквенные семечки, кунжут, измельченные орехи - тоже очень вкусно.
     Все это перемешиваем, делаем углубление и добавляем масло и сыворотку с солодом, замешиваем тесто. Тесто из ржаной муки, а тем более 100%-цельнозерновое, ведет сея совсем иначе, чем обычное пшеничное дрожжевое тесто. Я его замешиваю миксером с насадками-тестомесами. Хлебопечка такое тесто, скорее всего, не замесит, т.к. оно жидковатое и не собирается в комок вокруг тестомешалок. Всходит оно тоже хуже, чем обычное - хлеб более плоский получается (но ни в коем случае не менее вкусный).
     Далее ставим тесто в теплое место минут на 40-60 (должно увеличится в объеме вдвое), еще раз месим, и снова на 40-60 минут на подъем. Второй раз я оставляю тесто уже в мультиварке на режиме йогурт. Когда вижу, что достаточно поднялось - на выпечку на 1 ч 20 мин. Если печь в духовке - скорее всего нужно меньше времени, зато корочка будет более хрустящей :)


     Этот хлеб получается очень вкусным, но и сытным. Его не съешь полбуханки в один присест, так что фигура от этого хлеба пострадать не должна.
     У меня этот хлебушек любят и все домочадцы, и гости. Это мой основной и любимый рецепт хлеба. Пеку один-два раза в неделю (смотря как съедается).

     Приятного аппетита!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...